[loginform form='sign']
Информационный портал о рассеянном склерозе
  • Образование

    Каждый гражданин имеет право на образование (ст.1 Конституции РФ).

    Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки. Предусматривается комплексный подход к реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, одним из компонентов которого является получение ими образования, в том числе и высшего профессионального (Закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ»).

    Общее образование инвалидов осуществляется бесплатно как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях.

    Государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПР) инвалидов.

    Профессиональное образование инвалидов в образовательных учреждениях различных типов и уровней осуществляется в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов.

    Согласно ст.18 Закона «О социальной защите инвалидов в РФ», детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.

    Государственные органы управления образованием обеспечивают учащихся бесплатно или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, а также обеспечивают учащимся возможность пользования услугами сурдопереводчиков (ст.19 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ»).

    Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования принимаются:

    • дети-инвалиды, инвалиды 1 и 2 групп, которым согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях;
    • граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя-инвалида 1 группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ.

    На вступительных экзаменах для инвалидов предусматривается дополнительное время на подготовку устного ответа и выполнение письменной работы, но не более полутора часов.

    В соответствии с Законом «Об образовании» сроки обучения инвалидов могут быть увеличены с учетом их индивидуальных особенностей.

    Обучение на дому

    Органы управления образованием и образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы, обеспечивают обучение на дому детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать общеобразовательные учреждения. Обучение на дому организуется с согласия родителей (законных представителей) ребёнка.

    • Детям-инвалидам, обучающимся на дому, образовательное учреждение предоставляет бесплатно, на время обучения, учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения;
    • выделяет специалистов из числа педагогических работников, а также оказывает детям методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;
    • проводит промежуточную и итоговую аттестацию;
    • выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.

    Родители (законные представители) ребёнка могут дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений. (Постановление Правительства РФ «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»).

    Обучение и воспитание ребенка-инвалида в негосударственном образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию и реализующем общеобразовательные программы, может осуществляться только при наличии в нем специальных условий для обучения и воспитания, включая специальные образовательные программы, разработанные с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалидов, коррекционные методы, технические средства, среду жизнедеятельности, специально подготовленных педагогов, а также медицинское обслуживание, социальные и иные условия, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных программ детьми-инвалидами. (Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»)

    Денежные выплаты

    Родителям (заменяющим их лицам, осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребёнка-инвалида в семье), выплачиваются денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном, муниципальном общеобразовательном учреждении. Денежные средства выплачиваются из средств бюджета учредителя государственных, муниципальных общеобразовательных учреждений.

    Содержание детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» четко предусматривает финансовую поддержку деятельности частных общеобразовательных организаций в области общего образования в виде субсидий на возмещение затрат (ст. 8 ч. 1 п. 6, ст. 99 ч. 5, ст. 108, ч. 13, п. 1 подпункт «б» и п. 2 подпункт «б»). Пояснительная записка, сопровождавшая законопроект № 121965-6 «Об образовании в Российской Федерации», указывает, что такая возможность финансовой поддержки общего образования в частных образовательных организациях со стороны государства направлена «на повышение конкурентоспособности образовательной системы в целом, доступности и качества каждой образовательной услуги».

    1. По информации сотрудника Московского центра паллиативной медицины

    NPS-RU-NP-00026-CONS-21012018