[loginform form='sign']
Информационный портал о рассеянном склерозе
  • Лягушка в кипятке и секрет адмирала Макарова

    Учёные давно заметили одну любопытную вещь: если попробовать посадить лягушку в горячую воду, она немедленно оттуда выпрыгнет. А вот если поместить её в ёмкость с холодной водой, а потом эту воду медленно нагревать, лягушка никуда не станет прыгать, и просто медленно сварится.

    Однажды я понял, что примерно то же самое происходит и со многими людьми!
    Получив диагноз, а вместе с ним – чувствительный психологический и эмоциональный удар, человек всеми силами пытается “выпрыгнуть” из сложившейся ситуации. Он ищет информацию о болезни и возможности излечения, потом – о наиболее эффективных медицинских препаратах и методиках, наводит справки по поводу профильных клиник и ведущих специалистов. В результате этих усилий он убеждается в том, что “выпрыгнуть” из этого “кипятка” у него пока никак не получится. Вылечиться пока невозможно – это очень грустная информация, в какой-то степени компенсируемая возможностями современной медицины по уменьшению наносимого болезнью урона.

    Обычный человек, не разбирающийся в медицине, и потому оставляющий решение собственно медицинских проблем профессионалам-медикам, в значительной степени остаётся один на один с остающимися на его долю немедицинскими проблемами – служебными, семейными, личностными, -какими угодно!

    В самом начале 2000-х мне была предложена должность заместителя Главного Редактора федеральной ведомственной газеты “Спасатель МЧС России”. После некоторых колебаний я это предложение принял, однако сомневаться в правильности принятого решения не переставал.

    Дело в том, что буквально за несколько месяцев до этого меня скрутило нешуточное обострение, из-за которого я в какой-то момент почти перестал ходить. Посредством многочисленных уколов, таблеток и капельниц обострение было постепенно купировано, однако чувствовал я себя совершенно не в форме и не был уверен, что смогу выдержать напряжённый и часто непредсказуемый редакционный график.

    Я “варился” в этом “кипятке”, а проклятый вопрос “потяну – не потяну?” не давал мне покоя. Казалось, в этой ситуации нужно или поменять работу на более лёгкую, или по максимуму исключить из жизни все прочие причины для траты жизненных сил.

    Но как это сделать, от чего отказаться, чем пожертвовать? Дочка в то время только-только пошла в школу – замечательный возраст вечных “почему?” и чудесных открытий; я не мог позволить себе ограничить наше общение. А тут ещё в очередной раз в голове зазвучали стихотворные ритмы, предвещавшие появление новых стихов, и этим тоже было совершенно немыслимо жертвовать!

    Итак, вместо того, чтобы облегчить свою ношу, я неосознанно сделал её ещё более объёмной, но, как вскоре выяснилось, именно в этом и заключалось решение проблемы!

    Ноша стала тяжелей и массивней, зато мои занятия “для души” и “для дела”, уравновесив друг друга, сделали её куда как более удобной и лёгкой!

    Точно так же нести одно ведро с водой бывает гораздо неудобнее и труднее, нежели два ведра, взаимно уравновешивающие друг друга.

    Про этот секрет обретения равновесия путём взятия дополнительной нагрузки я узнал ещё в детстве, читая о жизни легендарного адмирала Макарова, который предложил принципиально новый способ повышения живучести боевого корабля. В ответ на получение пробоины одного отсека, Макаров предлагал заполнять водой противоположный отсек, увеличивая тем самым остойчивость корабля и препятствуя его опрокидыванию.
    Я с детства знал эту историю, но вспомнил о ней много позже того, как нечто подобное произошло и в моей жизни.

    Я проработал в должности зам. Главного Редактора более трёх лет, и эти годы связаны у меня с появлением целого цикла весёлых детских стихов. “Вариться” в таком “кипятке” было (простите за невольный каламбур) вполне удобоваримо, потому что и дочь, и литературное творчество, давно ставшее делом жизни, всегда были для меня куда интереснее и важнее болезни.
    Приведу здесь три стихотворения, написанные в те годы:

    * * *

    На Северо-Западе
    Юго-Востока,
    На горных лугах
    И речных берегах,
    Стадами огромными
    И одиноко
    Гуляют деревья
    На длинных ногах.

    Пасутся Дубы
    На холмах и в долинах,
    На кручах могучие
    Кедры стоят,
    За быстрыми стайками
    Дикой Малины
    Рябины устало
    И зорко следят.

    Там Ёлки на лапах
    Пружинистых скачут,
    Пасутся Осины,
    Дрожа от дождя,
    А Ивы Плакучие
    Горестно плачут,
    В холодный ручей
    По колено зайдя.

    Там носит Черёмуха
    Белую гриву,
    За ветками пряча
    Богатство своё,
    И хищные стаи
    Голодной Крапивы
    Кусают за голые ноги её!

    На Северо-Западе
    Юго-Востока,
    На горных лугах
    И речных берегах,
    Стадами огромными
    И одиноко
    Гуляют деревья
    На длинных ногах.

    ИКС

    Весь урок мы Икс искали.
    Целых сорок пять минут
    Мы напрасно потеряли,
    Нам уже их не вернут!

    Неизвестное число
    Не иксалось, как назло!

    Не иксалось, хоть ты тресни.
    Я-то знаю, почему:
    Икс искать неинтересно,
    И не нужно никому!

    Лучше был бы он не этим
    Вредным маленьким значком,
    А по клеткам, как по сети,
    Бегал шустрым паучком!

    Он бы выбрался из книги,
    Этот самый
    Хитрый Икс,
    Посидел, и на пол спрыгнул,
    И сбежал куда-то вниз.

    Марьвасильевна в азарте
    Начала б его гонять,
    И кричала из-под парты:
    «Эй, гоните на меня!»

    Мы б в углу его прижали,
    Обыскав усердно класс,
    И девчонки б завизжали
    Вдруг от гордости за нас.

    Икс бы в банку посадили
    И закрыли поплотней…

    Все б потом смотреть ходили,
    Как он бегает по ней!

    ЛУЖА

    Из соседнего подвала
    Быстро речка побежала!
    Побежала, разлилась,
    Гордой лужей разлеглась.

    Поползли ручьи, как змейки
    Под зелёную скамейку,
    И отрезали собой
    Трём старушкам путь домой.

    Но уже идут ребята
    Той реке наперерез,
    В виде сводного отряда
    Из состава МЧС!

    Две широкие доски –
    Вот и крепкие мостки;
    Чтоб старушки проходили,
    Шли спокойно старики!

    Мост надёжный перекинут
    От угла и до угла,
    И построена плотина,
    (Чтобы лужа не ушла.)

    Но другой несчастный случай
    От потопа может быть:
    Вот листвы опавшей кучи,
    Их водой грозит размыть.

    Зря ругаются старушки,
    Что листву зажгли в момент:
    Спички – детям не игрушка,
    А – рабочий инструмент!

    Мы построить плот решили,
    Чтобы плавать по двору,
    Но приехала машина,
    И – испортила игру!

    Аварийная машина
    Злейшим сделалась врагом:
    Осушили,
    Потушили,
    Погрозили кулаком!

    «SOS», спасите нашу лужу!»
    Но не слышен голос мой.

    Нет плотины, Мост разрушен:
    Всё!
    Пора идти домой…

    Подготовлено А. Поповым

    NPS-RU-NP-00156