[loginform form='sign']
Информационный портал о рассеянном склерозе
  • Дядя Гиляй

    Однажды Станиславский и Немирович-Данченко попросили Владимира Гиляровского показать им ночлежно – криминальное «дно» московской жизни. Это понадобилось в связи с предстоящей в МХТ постановкой пьесы Горького «На дне». Гиляровский привёл их в знаменитый трактир «Каторга» на Хитровке. Гости были потрясены: они и представить себе не могли, что рядом с ними есть столь незнакомая им Москва. Трактир, полный воров и «фартовых людей», гостей не стеснялся. Два неприятных субъекта привязались к ним, замаячили другие сомнительные фигуры. В момент, когда субъекты начали вести себя откровенно нагло, Гиляровский ударами своих пудовых кулаков поверг обоих на пол и вывел гостей на «волю». Позже он объяснил, что эти люди замышляли ограбление, и что лишь силой можно было помешать этому. Пользуясь случаем, он в тысячный раз сказал Станиславскому о своём жгучем желании сыграть хоть небольшую роль на сцене МХТ, но вновь получил отказ. По мнению мэтра, его спаситель актёрским талантом не обладал. Возможно, для сцены он и не годился. Но в жизни Гиляровский порой творил настоящие чудеса. Загримировавшись под оборванца, пожарного или пьяницу, журналист добывал уникальную информацию.

    Владимир Гиляровский был настоящей легендой Москвы рубежа XIX– XX веков. Острый ум, умение найти с любым собеседником общий язык, репортерское чутье и особый артистизм журналистского стиля сделали его самым читаемым и востребованным московским репортёром. Он был своим человеком и в высшем культурном обществе, и в обществе криминальном. Широчайший круг общения и доверие, которое испытывали к нему его знакомые, делали его невероятно осведомлённым человеком. Если в Москве происходило какое-то заметное событие, можно было не сомневаться, что Гиляровский о нём уже знает. Любопытно, что похожий круг общения был у Александра Чехова – старшего брата его близкого друга, Антона.

    Гиляровский прислушивался к мнению Чехова относительно своих литературных опытов. Тому же это общение давало богатейший материал для работы. С подачи Гиляровского им был написан не один рассказ, в том числе, «Каштанка» и «Злоумышленник».

    Гиляровский был дружен и с другими знаменитостями – с Шаляпиным, Куприным, Буниным, Репиным. Кстати, Репин изобразил его на картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» в виде пожилого казака в красной свитке.

    Есть он и на барельефе, украшающем памятник Гоголю, в образе Тараса Бульбы.

    Дядя Гиляй, как его называли, был военным, пожарным, конюхом, крючником, газетным репортёром, театральным актёром, цирковым артистом, волжским бурлаком. С приходом советской власти его авторитет нисколько не пошатнулся: никому не могло прийти в голову, что этот знаток народной жизни по своему рождению – дворянин.

    NPS-RU-NP-00079